6 июля 2021

12 летний Абхиманью Мишра самый молодой гроссмейстер

12 летний Абхиманью Мишра стал самым молодым гроссмейстером в истории шахмат.

Подробнее

5 июля 2021

Гельфанд снова первый на фестивале в Леоне

Израильский гроссмейстер второй раз победил на фестивале в испанском Леоне.

Подробнее

4 июля 2021

Аронян выиграл Goldmoney Asian Rapid

В последний игровой день, Левон Аронян довольно быстро выиграл финал Goldmoney Asian Rapid. Потребовались всего две ...

Подробнее

2 июля 2021

В финале турнира GoldMoney сразятся Аронян и Артемьев

Армянский гроссмейстер Левон Аронян и россиянин Владислав Арьтемьев встретятся в финале турнира GoldMoney

Подробнее

19 апреля 2020

Каспаров справляет день рождения, пресс-конференция Дворковича

День рождения Каспарова, интервью Дворковича, «Uide Bol Cup» 2020. 

Подробнее

15 января 2018

Tata Steel chess 2018

В Голландии проходит традиционный супертурнир с участием сильнейших шахматистов мира.

Подробнее

25 декабря 2017

Принцы победили королей

В предпоследнюю неделю уходящего года в Москве проходил очередной турнир поколений «Щелкунчик».

Подробнее

24 декабря 2017

Приближается чемпионат в Саудовской Аравии

С 26 по 30 декабря в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде пройдет чемпионат мира по рапиду и блицу.

Подробнее

23 декабря 2017

Aeroflot Open 2018

Уже ставший знаменитым турнир пройдет в российской столице с 19 февраля (день приезда) по 2 марта (день отъезда).

Подробнее

3 сентября 2017

Кубок мира стартует в Тбилиси.

128 гроссмейстеров разыграют две путевки в турнир претендентов. 

Подробнее

Хуснутдинов Рустам: Мы на верном пути!

Здравствуйте, уважаемые любители шахмат!

Рустам ХуснутдиновСергей Ким: Сегодня у нас в гостях международный гроссмейстер из Караганды, победитель двух недавно завершившихся в Алматы турниров по быстрым шахматам и блицу – Рустам Хуснутдинов.

Здравствуй, Рустам! Разреши еще раз поздравить тебя с победой!

Рустам Хуснутдинов: Добрый вечер! Спасибо большое, мне очень приятно!

С.К. Хотя принято расспрашивать об одержанной победе, что называется «по горячим следам», не мог бы ты немного рассказать посетителям сайта о турнире?

Р.Х. Главные достоинства алматинских турниров – это стабильно сильный состав и неизменные сроки проведения. То есть, конечно, они немного сдвигаются, но,  сомнений в том, что турнир состоится, никогда не возникает. Так что с уверенностью можно говорить, что турнир уже стал традиционным. А это очень важно, на мой взгляд. Также я бы отметил шахматную атмосферу клуба «Дебют», не меняющуюся из года в год. Я всегда с подъемом играю там. За 9 лет, по-моему, всего лишь раз не попал в призы.

В этот раз, как говорится, «звезды сошлись». Удачно стартовал, одержав две победы на старте, причем, во 2-м туре грубо зевнул коня Марату Жунусову, но собравшись, удалось запутать соперника. По опыту выступления в турнирах, знал, что обычно такие партии дают путевку в «большое будущее», и с оптимизмом смотрел вперед. В 3-м туре была важная партия с Антоном Филипповым, удалось устоять в непростом окончании, в которых Антон особенно силен. После этого были одержали две важные победы – над Кириллом Кудериновым и Джурабеком Хамракуловым. В творческом плане особо понравилась последняя из них, в которой удалось применить дебютный анализ с жертвой ферзя. После этого было относительное затишье – две ничьи, после которой в 8-м туре немного повезло с жребием, и уже «замаячило» первое место. Удалось реализовать свои шансы, чем я остался весьма доволен.

С.К. Вообще-то проводится он уже не первый раз, но может быть, было что-то новое? Какие-то  впечатления, соперники?

Р.Х. Так уж получилось, что, по-моему, я участвовал во всех турнирах, поэтому с уверенностью могу сказать – турнир очень стабильный! Состав, место проведения – ничего не меняется из года в год. Теперь ещё буфет появился, так что после каждой сыгранной партии у меня была традиция – обязательно выпивать чашку черного чая. Из соперников в этом году приятное впечатление произвели соседи – представители Кыргызстана. Один из них, Асылбек Абдижапар хорошо играл весь турнир и заслуженно попал в тройку призеров.

С.К. Ты известен как «скоростной шахматист», поэтому, в блиц, надо полагать, играть тебе еще легче?

Р.Х. Определенные навыки имеются, но и соперники-то не самые простые. Но, судя по рейтингу, блиц - действительно мой сильнейший контроль.

С.К. Ты «замечен» на некоторых шахматных игровых порталах, с кем из выдающихся блицоров современности тебе удалось сыграть, и как успешно?

Р.Х. Да, так уж получилось, что мне удалось немного застать Золотой Век Интернет-шахмат (с начала 2000-х до года 2007-2008). Тогда очень много сильных шахматистов ночи напролет скрещивали шпаги на просторах ICC, Playchess, «Планеты шахмат» (которая тогда только-только появилась). Мне удалось сыграть немало партий с Морозевичем, Мамедьяровым, Гашимовым, Шортом и другими сильными шахматистами. Также довелось сыграть с Raffael – возможно, это сам Гарри Каспаров, и даже выиграть у него несколько партий.

С.К. В настоящее время все больше слышно голосов о «смерти классических шахмат», о том, что в целях повышения зрелищности, популяризации, привлечения денег, наконец, даже для того чтобы войти в олимпийскую семью, требуется полностью перейти на рапид. В принципе я знаю гроссмейстеров, которые солидарны с этой точкой зрения. А каково мнение по этому вопросу гроссмейстера Хуснутдинова?

Р.Х. Вы знаете, это очень серьезный вопрос, так просто на него не ответить.
Тут палка о двух концах. С одной стороны, из уважения к корифеям прошлого (прежде всего, к Ботвиннику) мы обязаны сохранить в той или иной форме «классику». С другой, слишком уж усиливается влияние движков на дебютную теорию, да и «в угоду времени» мы обязаны развивать быстрые контроли, чтобы войти в олимпийскую семью и на ТВ. Так что в идеале, надо постараться сохранить «наследие предков» и то же время не отстать от жизни. 

С.К. Назрела пора разговора о более серьезных вещах. Муртас Кажгалеев, да и другие наши шахматисты его поколения не раз подчеркивали, что рейтинги, которые имеют на данный момент молодые казахстанские гроссмейстеры и мастера они «набивали» в более юном возрасте и успехи у них были повыше. Наверное, это так. В чем ты видишь основную проблему своего поколения (скажем 1984-1990 г. р.)? Что поменялось?

Р.Х. Согласен, это парадокс. Помнится, с тем же Муртасом примерно год назад у меня был разговор, что вот, если бы в наше время были такие условия, как сейчас, мы бы смогли добиться большего, на что Муртас резонно возражал, что «у его поколения» условия были ещё хуже, и что в итоге получилось…Кстати, я тут заметил интересную вещь, что «поколение 70-х» дало казахстанским шахматам 5 гроссмейстером среди мужчин, «поколение 80-х» пока три, если Кирилл Кудеринов все-таки выполнит, то станет 4. И все. Поколение 90-х (двух наших прекрасных девушек я в расчет не беру, речь идет исключительно о мужчинах) пока не дало ни одного представителя «высшего сословия». И если даст, то я сильно сомневаюсь, что они превзойдут, хотя бы наше поколение. А слова, что наши рейтинги уступают рейтингам наших «предшественников»…что ж, может быть, всему виной лихие 90-е, в которых внимание, уделяемое шахматам было минимальным, выиграть чемпионат Казахстана в своем возрасте родителям приносило скорее волнение, чем радость – ведь теперь надо искать деньги на поездку сына или дочери за границу… Не всем удавалось ее решить.

С.К. Давай перейдем от общего к частному. Году в 99 (не ошибаюсь?) в Караганде проходил довольно крупный опен, кажется первый опыт проведения этапа Кубка Казахстана среди мужчин. И вот юный школьник, тогда еще Рустамчик Хуснутдинов показал отличный перфоманс и получил солидный по тем (да и по нынешним) временам рейтинг. 2390? Евгений Владимиров, между прочим, очень лестно отзывался о твоей игре. Тренер у тебя был очень хороший. Ринас Олег Гарриевич? Прекрасный специалист, воспитавший не одного и не двух шахматистов высокого класса. Да и сам приличный практик к тому же… Итак, есть рейтинг, тренер, среда (по-моему рядом росли Садыков, Кудеринов и др. перспективные ребята), но вот как-то не очень часто мы о тебе слышали. Кстати и ведь федерация в Караганде очень сильная? Если это не тайна за семью печатями, поделись опытом, что помешало (и что помогло) твоему росту? С какими трудностями пришлось столкнуться?

Р.Х. Турнир, о котором Вы говорите, проходил в апреле 98-го года, назывался Мемориал К. Сатпаева. Там мне удалось получить свой первый рейтинг – 2397. Это даже позволило в 1999-м возгласить список на чемпионате мира до 12 лет. А потом наступил застой. Мой первый и единственный на данный момент тренер – Ринас Олег Гариевич – действительно очень талантливый и опытный педагог. Но, такое случается, что ученик со временем начинает превосходить по практической силе учителя. Это нормальное явление, на мой взгляд, как раз говорящее о хороших педагогических качествах тренера. Мне требовался более сильный шахматист для спарринга и занятий, а также постоянные деньги для поездок на турниры. Увы, мои родители не могли себе позволить ни одного, ни другого. Скайпа в ту пору ещё не существовало, а единственный международный мастер Баймуратов Самат Шакирович, к сожалению, ушел из жизни. Рустем Садыков в 2001-м году поступил в Евразийский Университет в Астане, а с Кириллом Кудериновым мы лишь гоняли бесчисленные блиц-партии. До серьезных занятий у нас как-то не доходило.

Рост начался где-то в 2006-2007 годах. Я повзрослел, многое осознал. Начал ездить на турниры, выполнил нормативы международного мастера, а следом и гроссмейстера. В 2009-м удалось успешно присвоиться.

С.К. Ну а теперь давай снова к общему. Заканчивается 2012 год. Есть что вспомнить: и хорошее и плохое. Дети, девушки (в особенности) завоевали определённую репутацию в шахматном мире. А вот у мужчин складывается не так всё гладко. Нет, явных провалов не наблюдается, но и плестись где-то в середине – перспектива отнюдь не радостная. Как тебе видится будущее мужской сборной? Разумеется, в наиболее оптимальном для нее варианте?

Р.Х. На мой взгляд, проблема в том, что отсутствует систематическая работа с составом. Да, конечно, раз в год на 7-10 дней сборная собирается на сборы, ещё один-два раза в год играет в турнирах, но все остальное время каждый член сборной предоставлен сам себе, никакая работа с ним не ведется. Да, конечно, можно сказать, что, мол, не дети уже, должны сами работать, но контроль со стороны главного тренера должен быть. Например, сыграл турнир, а тебе после него приходит сообщение, мол, посмотрел твои партии, на мой взгляд, у тебя там-то и там-то проблемы, надо над этим поработать, если хочешь быть в команде. Далее, вот скажите, у кого из сборников есть постоянный тренер? По-моему, лишь у Рината Жумабаева…Как говорится, комментарии излишни…Ну и плюс, надо постепенно обкатывать молодежь, не всех сразу, а постепенно. Вот, к примеру, сейчас был турнир в Эмиратах, почему бы туда не взять, скажем, Аяна Ахметова. Думаю, для него это был большой опыт. А так, получается, рядовой турнир, отыграли-забыли. А ведь надо постепенно, ещё раз это подчеркиваю, постепенно готовить смену. Это мое мнение.

С.К. Ты сам неоднократно подчеркивал, что тебе нравится играть в командных соревнованиях. Почему? Скажи, ты веришь в командный дух?

Р.Х. Честно говоря, после событий 2010-го года и турнира в Китае немного у меня «остыло» желание играть в командах. Точнее, в одной конкретной команде. Но, если поступит предложение сыграть за команду – я его с большим удовольствием приму! Могу сказать, по секрету, что у меня есть мечта все-таки сыграть на Олимпиаде. У меня были большие шансы сыграть в 2004-м, но, увы, болезнь помешала. С тех пор, как будто злой рок преследует, то одно, то другое…но мечта по-прежнему жива!

С.К. Немножко поговорим о работе нашей республиканской федерации, работу которой иногда оценивают хорошо, но чаще всего можно услышать критические оценки в адрес как её деятельности, так и отдельных её работников. А чтобы ты мог сказать о работе шахматной федерации РК? Какой бы ты хотел её видеть в будущем и, какие действия с её стороны хотели бы видеть ведущие шахматисты Казахстана?

Р.Х. Вы знаете, мне есть с чем сравнить, поэтому естественно все те процессы, которые происходят в казахстанских шахматах в последние годы, я оцениваю как сугубо положительные. Появились новые таланты, новые имена. Появилась какая-никакая система, которая работает. Естественно нельзя сразу построить идеальную систему… Но я считаю, мы на верном пути и, в будущем нас ждут более позитивные изменения, если всё останется так как сейчас. Например, несомненный успех наших женщин, которые в этом году сыграли очень хороший турнир на Олимпиаде – прямое следствие работы Федерации. Улучшать, конечно, можно много чего, до бесконечности, но не отметить то, что у нас есть положительные сдвиги было бы неправильно с моей стороны.

С.К. Сейчас ты профессионал, но реалии сегодняшнего дня, увы, таковы, что вряд ли можно прожить только заработками с одной игры. Подумываешь ли ты о том, чтобы как-то разнообразить трудовую деятельность? Может тренерская работа? Или вообще переход в другую сферу (со временем, разумеется)? 

Р.Х. Вы абсолютно правы. В прошлом году я как раз и пытался уйти из профессиональных шахмат – устроился на работу в Гроссмейстерскую Школу, стал тренировать, полностью отошел от игры. Но! Тянуло обратно, я боролся, как мог, но, по прошествии года, решительно ушел от всего и окунулся с головой в турниры. О чем ничуть не жалею. Может быть, в деньгах я немного потерял, но зато я занимаюсь действительно любимым делом. А это многого стоит. Надеюсь играть, пока будет позволять здоровье и будут адекватные результаты. При этом тренерскую работу не забрасываю, перешел лишь на систему сборов, ведь очень трудно иметь постоянных учеников, разъезжая по турнирам. В педагогическом процессе важна непрерывность.

Переход в другую сферу? Нет, не думаю. Я для этого слишком шахматный человек.

С.К. Наконец, отдавая дань традиции, спрошу каковы твои увлечения вне доски? Вроде бы парень ты начитанный, но интересно узнать какую литературу предпочитает сейчас «продвинутая» молодежь? Танцы, дискотеки? Девушки?

Р.Х. Шахматы это и есть мое главное увлечение. Так уж получилось, что хобби стало профессией. А так…что ж, люблю слушать музыку, причем нормальную, хорошую музыку. Предпочитаю металл, хотя даже у попсы бывают хорошие песни, но это исключение из правил. Любимые исполнители – Iron Maiden, The Beatles, Nazareth, AC/DC, Guns’N’Roses. Из русских Машину Времени и Кузьмина очень уважаю. В последнее время подсел на книги. Классика, признаюсь честно, мне дается очень тяжело… Хочется более современного чего-то. Хотя вот Мураками с удовольствием читаю, мастер слога, что уж тут говорить. «Generation P» в свое время большое впечатление произвело. Люблю жанры «киперпанк» и фантастика. Любимая книга, наверное, Триголия про Диптаун от С.Лукьяненко. Ну и «Норвежский Лес» Мураками. Из кино предпочитаю мейнстрим. В ночных клубах бываю редко.

С.К. Ну а вредные привычки? С ними как? Твой основной недостаток? А ты с ним борешься?

Р.Х. Ну, как у всех. Могу лишь похвастаться, что никогда не курил. Недостаток – лень, конечно. Борюсь с ней по-разному, но пока удается одержать лишь локальные победы.

С.К. В заключение, чтобы ты пожелал, шахматистам РК (прежде всего молодым) в наступающем Новом 2013 Году?

Р.Х. Побед за доской и вне ее, достижения новых вершин и, конечно же, удачи во всем!

С.К. Спасибо за содержательную беседу, Рустам! Напоминаю, сегодня у нас в гостях был международный гроссмейстер Рустам Хуснутдинов. Всего доброго!

Назад Все новости Вперед

 

Оставить комментарий